"Объект 200"

"Второй Кронштадт" или

Военно-морская база "Ручьи"

панорама разрушенного причала бывшей базы.

Беглый осмотр базы проводился в июне этого (2007) года на обратном пути с Кургальского полуострова. Участвовали Костя Томеев, Виктор Карпов и я.

Статья Виктора Аристова в газете «Восточный берег» (Кингисепп, 1996)

55 лет назад была уничтожена располагавшаяся на территории Кингисеппского района военно-морская база «Ручьи». До сих пор факт ее существования и уничтожения остается неизвестным не только для широкой общественности, но и для специалистов по истории флота. Воспоминания очевидцев и архивные материалы позволили автору хотя бы в общих чертах сказать об одной из самых таинственных и трагичных страниц pоссийского военно-морского флота периода советской эпохи.

В результате революции и гражданской войны территории прибалтийских окраин нашей страны оказались утраченными, на них возникли 4 суверенных государства: Финляндия, Эстония, Латвия, Литва. По условиям Тартуского (1920 г.) мира государственная граница Советской России значительно приблизилась к Петрограду, а протяженность ее приморской полосы по Балтийскому морю резко сократилась. Балтийский флот – в это время главный военно-морской флот страны – потерял такие крупные базы, как Гельсингфорс (Хельсинки), Ревель (Таллин), Либаву (Лиепая). Базирование флота ограничилось Кронштадтом и Петроградом, что несло большие неудобства и значительно увеличивало опасность для флота в случае возникновения военных действий. Это особенно стало чувствоваться после того, как сократившийся в результате вышеупомянутых событий Балтийский флот начал восстанавливать свою былую силу.

В ноябре 1926 г. Совет труда и обороны СССР утвердил первую советскую программу военного судостроения. Через 3 года она была заменена на новую, более расширенную. В соответствии с ней Балтийский флот, называвшийся в то время Морскими силами Балтийского моря, должен был получить свыше половины всех новых кораблей. Изменение взглядов советского руководства в сторону дальнейшего признания роли флота в обеспечении безопасности страны привело к принятию 11 июля 1933 года постановления «О программе военно-морского строительства на 1933-38 гг.». Это была уже третья советская программа, в соответствии с ней Балтийский флот должен был пополниться несколькими десятками кораблей различных классов. Базирующемуся только на Ленинград и Кронштадт флоту становилось явно тесно.

Вопрос о размещении на Балтике кораблей особо беспокоил командующего Балтийским флотом Л.М. Голлера. Еще до принятия новой программы он вместе с членом Реввоенсовета А.С. Гришиным ставит перед руководством Ленинградской области С.М. Кировым и командующим Морскими силами РККА В.М. Орловым вопрос о строительстве новой военно-морской базы. Местом строительства было определено побережье Лужской губы в районе деревни Ручьи. Пока вопрос решался в Москве, Л.М. Голлер посылает в Лужскую губу флотских инженеров-строителей. Они производят изыскания и подготавливают свои предложения. Внимание к Лужской губе стало уделяться еще в 20-х годах. Здесь были подходящие глубины, поэтому каждое лето напротив Ручьев вставали на рейд выходившие в учебное плавание и на маневры корабли возрождающегося Балтфлота. От Лужской губы в июне 1925 г. под флагом Наркома по военным и морским делам, председателя Реввоенсовета СССР М.В.Фрунзе начался поход кораблей Балтийского флота до Кильской бухты. В Москве необходимость строительства на Балтике новой военно-морской базы признали. В дополнение к постановлению о Третьей судостроительной программе появилось секретное постановление СТО № 37 «Об особых мероприятиях по Кронштадтской морской крепости». В нем указывалось: «Приступить в 1934 г. к постройке маневренной базы Балтийского флота в Лужской губе», а также к строительству в ее районе «боескладов (в первую очередь для минно-торпедного боезапаса и вооружения)». Задание на строительство 1934 г. гласило, что «маневренная база Ручьи создается для базирования в мирное и военное время». База должна обеспечить:

  • а) якорную стоянку на рейде для всех кораблей;
  • б) надежную стоянку в гавани для эскадренных миноносцев, подлодок, сторожевых кораблей-тральщиков и других кораблей малого тоннажа;
  • в) хранение и прием топлива, воды и предметов технического и хозяйственного снабжения;
  • г) хранение и прием мин и торпед;
  • д) минимальное размещение на берегу в летнее время личного состава (краснофлотцев, комсостава и их семейств) кораблей и их культобслуживание.
Продолжение
Побережье На главную страницу