Железнодорожная артиллерия в системе береговой обороны Южного берега Финского залива.

Транспортер ТМ-3-12 на форту Красная Горка. 2004 год.

Предисловие

Во все времена самыми надежными защитниками своих берегов считались форты. Шло время, развивалась техника, с ростом разрушительной мощи снарядов росла толщина их бетонных стен и земляных перекрытий. Строительство приморских крепостей превращались в очень трудоемкое и дорогое удовольствие. Но с ростом их совершенства не исчезал их главные недостаток – стационарность, вынуждающая эти дорогостоящие укрепления простаивать без дела, пока морской театр военных действий не приблизится к району досягаемости их орудий. Таким образом, береговой артиллерии требовалась мобильность, позволяющая на опасном направлении быстро создать мощный артиллерийский кулак.

С этой задачей призваны были справиться крупнокалиберные морские орудия, поставленные на железнодорожные платформы – транспортеры.

Линейный крейсер Измаил в достройкеШирокое применение транспортеры нашли в годы Первой мировой войны. В России эксперименты с ними также начались еще в 1916 г., но всерьез ими занялись лишь в 30-х годах, когда возникла необходимость в совершенствовании береговой обороны страны. В качестве базы для первых советских транспортеров были выбраны 14-дм (356 мм) орудия, оставшиеся от недостроенного линейного крейсера «Измаил».

В начале мая 1932 года первый транспортер ТМ-I-14 был предъявлен к сдаче Ленинградским Металлическим заводом (ЛМЗ). Вскоре были готовы еще два подобных, которые свели в 6-ю батарею и после Государственных испытаний отправили на Дальний Восток. А на ЛМЗ начали постройку второй серии 356-мм транспортеров, они впоследствии составили 11-ю батарею и остались служить на Балтике, на полуострове Пакри (Эстония).

транспортер ТМ-1-14 на огневой позиции Объекта 100 Вместе с работами по созданию железнодорожных установок развернулись работы по подготовке позиций для ведения огня в ключевых точках Финского залива: Ижорский сектор береговой обороны: мыс Серая Лошадь (близ деревни Гора-Валдай) – "Объект 100", обслуживающая база сектора – ж/д. станция пос. Лебяжье; Задача сектора - прикрытие горла Финского залива и оборона дальних подступов к Кронштадту; Лужский сектор: Кургальский полуостров (дер. Курголово и дер. Хаммолово) – «Объект 500» и «Объект 600» соответственно, мыс Колганпя (бывш. дер. Колганпя) – «Объект 300», база сектора – Мукково (близ ж/д. станции Валговицы) – «Объект 700». Задача сектора - огневое прикрытие строящейся новой воено-морской базы Ручьи («Объект 200»)

Огневая позиция батареи состояла из трех параллельных веток железнодорожного полотна и трех оснований расположенных в шахматном порядке. Основание представляло собой бетонный массив 16x16x3м. В центре фундамента имелась стальная плита, вокруг нее укладывался стальной погон под задние катки главной балки.

Но вернемся к созданию самих транспортеров. Использовав все шесть 14-дм орудий, которые успели изготовить для линейного крейсера «Измаил», внимание конструкторов привлекли 12-дм (305-мм) орудия, изготовленные в запас для броненосцев «Андрей Первозванный», «Император Павел I», «Иоанн Златоуст» и «Евстафий». Сами корабли в 20-х годах разделали на металл.

Транспортеры ТМ-2-12 на огневой позиции. тихоокеанский флотВ связи с загруженностью ЛМЗ транспортерами ТМ-I-14, изготовление ТМ-II-12 было поручено Николаевскому Государственному заводу (НГЗ). К 1934 году сформировали две батареи из ТМ-II-12: 7-ю и 8-ю, и вслед за 6-й батареей (ТМ-I-14) отправили на Дальний Восток. А на НГЗ приступили к изготовлению третьей серии транспортеров ТМ-III-12, используя 12-дм орудия с затонувшего в Северной бухте Севастополя в 1916 г. линкора «Императрица Мария». Они, сведенные в 9-ю батарею, вошли в состав береговой обороны Балтики уже перед самой Советско-финляндской войной. В этой «Зимней кампании» они получили и первое боевое крещение

Линейный корабль Императрица МарияУтром 30 ноября они открыли огонь по финскому острову Сескар с площадок у дер. Курголово. Позже 9-я батарея стреляла по укреплениям «Линии Маннергейма» и с позиций у дер. Гора-Валдай, и с железнодорожной ветки Ленинград – Сестрорецк – Белоостров. После окончания боевых действий ее орудия перебросили на полуостров Ханко.

Продолжение
Побережье Железнодорожная артиллерия подробнее
На главную страницу