Железнодорожная артиллерия в системе береговой обороны Южного берега Финского залива.

Предисловие (продолжение)

Транспортер ТМ-1-180 в положении готовом к стрельбе. Обратите внимание на расставленные ноги-упоры. Красная Горка356-мм и 305-мм мобильные артустановки существенно усилили береговую оборону СССР, но у них был один общий недостаток – стрельба могла производиться только с бетонного основания, а на приморском театре потенциальных боевых действий (война уже «стучалась в наши двери») требовалась артсистема, способная вести круговой огонь с любой точки железнодорожного полотна. Такой системой стал транспортер среднего калибра ТМ-I-180 с 180-мм орудием. Впервые производство этих артиллерийских стволов планировалось для установки на ж/д. платформы (аналогичные пушки завода «Большевик» стояли в башнях крейсера «Киров»). Изготовление транспортеров было поручено ЛМЗ. Перед Великой Отечественной войной вступили в строй 20 артустановок типа ТМ-I-180. Из них сформировали пять батарей:12-ю и 18-ю (по три транспортера), 16-ю, 17-ю и 19-ю (по четыре транспортера). На Черное море направили 16-ю батарею, 17-ю – на полуостров Ханко, 12-ю – в Эстонию, 18-ю – Литву.

С началом Великой Отечественной войны первыми бой приняли транспортеры батарей, дислоцированных на полуострове Ханко. При их активной поддержке оборона полуострова держалась до декабря 1941 г. При эвакуации гарнизона все транспортеры пришлось вывести из строя.

Тем временем 11-я (356-мм), 12-я и 18-я (180-мм) батареи из Прибалтики с боями прорывались к Ленинграду, чтобы включиться в активную борьбу с артиллерией врага, разрушающей город. Огнем железнодорожных орудий срывались атаки гитлеровцев на наши позиции, уничтожались эшелоны с техникой и боеприпасами. В зоне деятельности ТМ-I-180 оказался и аэродром врага под Гатчиной – за время Блокады артиллеристами-железнодорожниками было уничтожено 13 самолетов.

Транспортеры внесли весомый вклад в дело прорыва Блокады. Особенно эффективно действовали огромные 750-килограммовые снаряды транспортеров ТМ-I-14. Наступление на Карельском перешейке, обстрелы Выборга, Либавы, Кенигсберга: все это – вехи боевого пути транспортеров ТМ-I-180. А 14-дм транспортеры остались под Ленинградом, и после полного снятия блокады война для них закончилась.

Транспортер ТМ-3-12 на огневой позиции. Ханко. 1943В январе 1945 г. с полуострова Ханко на Родину вернулись транспортеры ТМ-III-12 и ТМ-I-180. Финны заменили взорванные на ТМ-III-12 стволы «Императрицы Марии» на стволы однотипного линкора «Император Александр III», полученные из арсеналов Франции. (Линкор в 1920 году был уведен врангелевцами из Севастополя в Бизерту (Тунис), и был разобран на металл французами в 1936 г.). Ими менее чем за год были отремонтированы и все транспортеры ТМ-I-180. После войны все батареи вновь встали на дежурство.

Шло время. Свои первые шаги делала ракетная техника. «Наверху» посчитали, что артиллерийские системы уже устарели и, что пора заменять орудия ракетными противокорабельными комплексами. В 1960 году батареи расформировали, началась консервация транспортеров. В мае 1961 г. после ремонта железнодорожные установки ТМ-III-12 и ТМ-I-180 перевели на «объект 100» (дер. Гора-Валдай). В конце 1961 г. была окончательно завершена консервация, и все артустановки разместили на территории форта «Красная Горка». К 9 мая 1975 года на форту открылась экспозиция ЦВММ, посвященная береговой обороне КБФ. Военно-Морской флот (ВМФ) передал музею один ТМ-III-12 и один ТМ-I-180.(фото 1) В это же время наряду с мемориальными транспортерами на территории «Красной Горки» хранилось еще пять транспортеров: два ТМ-III-12 и три ТМ-I-180.

В 1999 году просочилась информация о том, что командование Ленинградской Военно-морской базы получило приказ из Москвы сдать эти транспортеры в металлолом. В результате вмешательства общественности один ТМ-III-12 оказался в музее Октябрьской железной дороги на бывшем Варшавском вокзале. Второй такой же транспортер и один ТМ-I-180 переправили в Москву, в музей на Поклонной горе. Два ТМ-I-180 все-таки были разделаны на металл. Итого в России осталось лишь пять подобных артсистем, две из которых находятся на форту "Красная Горка".

В этом году мною с товарищами были совершены походы по "Объектам" Лужского сектора обороны. Фотоотчеты о них и представлены в разделе "Побережье".

Артёмов Андрей.

Побережье Железнодорожная артиллерия подробнее
На главную страницу